Как привлечь в район молодые кадры

Актуально Райисполком

На очередном заседании районного исполнительного комитета обсуждена деятельность отдела и учреждений образования района по профессиональному становлению учащихся.
Подготовка учащихся к выбору будущей профессии названа на заседании стратегической задачей не только системы образования, но всех структур района. От того, насколько удастся решить её, зависит будущее нашего края.
– Чтобы обеспечить рынок труда региона квалифицированными кадрами, – отметила в докладе начальник отдела по образованию С.В. Яковлева, – должна работать схема: учащийся школы – учреждение профессионального образования – предприятие. Именно в этой связке подготовка необходимых району кадров ведётся наиболее плодотворно.
Примером такой деятельности руководитель отдела назвала профориентационный проект «Шаг в профессию». В ходе его учащиеся школ встречаются с представителями учреждений высшего и среднего образования, профтехучилищ, а также знакомятся с работой местных предприятий и организаций, оценивают перспективы будущего трудоустройства. Вначале проект осуществлялся на базе СШ№2, где собирались все заинтересованные стороны, а в прошлом году концепция усовершенствовалась: в разных школах и организациях проводятся дни технической, сельскохозяйственной и социально-экономической направленности, когда школьники встречаются с представителями профильных учреждений образования, посещают предприятия, интерактивные площадки главных отраслей. Таким образом, у них есть возможность изучить профессии, необходимые району, и убедиться в преимуществах труда на родной земле. В результате в 2020 году на востребованные медицинские специальности поступило 17 выпускников, педагогические – 31, сельскохозяйственные – 27.
На заседании подчеркнуто, что район продолжает испытывать потребность в специалистах ряда профилей и квалифицированных рабочих кадрах. Только в сельском хозяйстве имеется более 40 вакансий. Благодаря целенаправленной работе педагогов ежегодно не менее половины выпускников 9-х классов поступают в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования. Однако важно, чтобы после приобретения профессии верхнедвинские выпускники возвращались в район. И здесь главную роль призваны сыграть заказчики кадров – организации и предприятия района. Именно их заинтересованность и участие в подготовке будущих работников позволяют гарантировать закрепление молодежи на местах.

Примером такой работы на заседании назван опыт ОАО «Соколовщина» и его руководителя В.В. Корсуна. Хозяйство «ведёт» своих потенциальных специалистов со школьной скамьи. Дети знакомятся с современным роботизированным комплексом «Лавруки», ездят на другие предприятия района, регулярно встречаются с представителями хозяйства и обсуждают условия жизни и труда на земле. Руководство стимулирует отличную учёбу ребят: лучшим ученикам вручаются денежные премии. Школе оказывается помощь в укреплении материально-технической базы. Цель достигается: за последние 5 лет в сельскохозяйственные учреждения образования поступило более 40% выпускников, около половины которых вернулись в родное хозяйство.
На заседании подробно обсуждена работа профильных классов учреждений образования района. На протяжении пяти лет здесь действуют педагогические классы и группы, с 2018 года – аграрный и военно-патриотический. В каждом из них изучают два учебных предмета на повышенном уровне и занимаются на факультативах профессиональной направленности. В аграрном классе, например, на повышенном уровне изучаются химия и биология, открыт факультатив «Введение в аграрные профессии».
Подготовка в профильных классах отличная – практически все выпускники поступают в выбранные учебные заведения. И в целом, процент поступления в ВУЗы в районе растет год от года: к примеру, с 48% в 2018-м до 62% – в прошедшем учебном году. Проблема в том, что не все ребята выбирают те профессии, на которые «рассчитывал» район, и возвращаются работать в родные места. Так, выпускники аграрного класса в подавляющем большинстве предпочли медицинские ВУЗы, а всего сельхозпрофессии приобретают около 10% верхнедвинских ребят. С одной стороны – это свидетельство высокого профессионализма педагогов и роста возможностей выпускников, поступающих в самые престижные ВУЗы страны и получающих первые рабочие места в крупных компаниях. С другой – уменьшение шансов «заполучить» своих выпускников назад в район.
Председатель райисполкома В.Н. Шилов видит решение этого вопроса в необходимости более ранней профильной подготовки учащихся, усилении связей семьи, школы и предприятия-заказчика, проведении активной информационной работы. Целевая подготовка должна начинаться не в старших классах, а на второй ступени обучения, а вообще нацеливать детей на труд на родной земле надо с раннего детства. Важно разъяснять учащимся и их родителям все преимущества такого выбора, а они очевидны. Сегодня абитуриенты учреждений сельскохозяйственного профиля могут поступать на ряд специальностей на льготных условиях или без вступительных испытаний. По собеседованию, например, принимают ВУЗы выпускников аграрных классов. Стопроцентное поступление и гарантированное рабочее место обеспечивают целевые договоры между выпускником, ВУЗом и предприятием. Обучение по специальностям, необходимым району, как правило, осуществляется при наличии стипендии, общежития плюс материального поощрения со стороны предприятия.
Будущих специалистов, отметил глава района, надо со школы и ВУЗа знакомить с преимуществами предлагаемой работы, показывать достижения сельского хозяйства, возить на специализированные выставки Белагро, современные предприятия. Они должны знать, что в районе действует агрохолдинг, предлагающий высококвалифицированные рабочие места и достойную зарплату, что в сельхозорганизациях созданы нормальные условия труда и даже доение коров проводится с помощью робота и компьютера, что специалисты села получают жильё и весомый социальный пакет, что эта профессия будет востребована на рынке во все времена, как востребована сама продукция села.
В районе есть возможность предметно проводить такую работу с сельскими детьми. Как рассказала директор Верхнедвинской гимназии Г.Н. Васёха, где открыт аграрный класс, при учреждении образования оборудовано общежитие, в котором могут проживать сельские дети, готовящиеся к поступлению в профильные ВУЗы и ССУЗы. Надо активнее вести ранний отбор таких учащихся и работать непосредственно с каждым из них и родителями по подготовке к будущему поступлению. В этом году аграрная группа сформирована также в Кохановичской ДС-СШ.
Эффект дает и организация профильного обучения в Освейской СШ, где уже в 8 классе начинается подготовка к выбору педагогических специальностей. В итоге из 8 девятиклассников 5 поступило в педагогический колледж.
Опытом работы по профильному трудовому обучению поделился учитель СШ№2 Д.Н. Мороз. В учебном заведении создана современная база с новейшим оборудованием для трудового обучения, которая признана лучшей в области. Организована подготовка девушек по специальности швея, юношей – столяр. Учащиеся, которые проходили профессиональную подготовку в течение двух лет, успешно сдали квалификационный экзамен и получили 2 разряд по соответствующей профессии. Примечательно, что трудовую подготовку здесь проходят не только местные учащиеся, но и ребята со всего района. В этом году занимаются 45 учащихся 10-х и 31 – 11-х классов школ района.
На заседании были продемонстрированы слайды с великолепными образцами изделий благоустройства, выполненными учащимися и педагогами школы. Глава района предложил организовать выставку работ школьников на территории комплекса «Лесная сказка», чтобы все могли оценить творческие достижения детей. Прозвучало также пожелание наладить в школе профессиональную подготовку по другим востребованным профессиям, а организациям – предоставить возможность прохождения школьниками производственной практики.
Обсуждена возможность расширения индивидуального трудоустройства учащихся. В этом году 136 школьников были заняты в 15 организациях района в летний период. Следует активнее привлекать их к труду и заинтересовывать работой на местном производстве.
Принимая решение по рассматриваемому вопросу, председатель райисполкома В.Н. Шилов отметил, что работа по профессиональной подготовке учащихся и обеспечению района квалифицированными кадрами должна вестись совместно и системно. Все заинтересованные стороны должны садиться за «круглый стол» и неустанно продолжать вырабатывать стратегию и действенные подходы в этом направлении.
Янина ПАКУЛЬНЕВИЧ.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *