В Верхнедвинском районе реализуется проект «Наследники Победы»

Актуально Память

К 70-летию Великой Победы в районе реализуется проект «Наследники Победы», состоящий из трех этапов.
Участники первого этапа, закончившегося накануне 9 Мая, представили на конкурс «Никто не забыт» свои творческие работы.
Вторым этапом является шествие «Бессмертный полк», которое пройдёт в День Победы. Его участники пронесут в колонне фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, которые никогда уже не смогут сами пройти на параде победителей.
Третий этап включает конкурс фото/видео-презентаций «День Победы в моем сердце» и продлится до 15 июня.
Предлагаем вашему вниманию работы участников первого этапа конкурса «Никто не забыт».

Автограф на Рейхстаге.

Наверное, нет в Беларуси ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Я не застал своего прадедушку живым, но знаю о нем многое, так как его очень часто вспоминают в нашей семье. Кто-то — как веселого, доброго, справедливого человека, кто-то — добросовестного труженика (прадед награжден медалью «Ветеран труда»), кто-то — талантливого музыканта (играл на цимбалах в струнном ансамбле и здорово танцевал), а кто-то — мастерового человека (прадед плотничал, столярничал, мог и дом срубить, и утварь домашнюю сделать). Но чаще всего вспоминают моего прадедушку как защитника Отечества.

семейный альбом №2 Кривко

Война для Егора Харитоновича Зубрицкого началась еще в 1939 году. Он участвовал в боях на Халхин-Голе. После демобилизации в 1940 году женился на местной учительнице Татьяне Андреевне Жагуль. Родился сын Анатолий, а затем Николай — мой дедушка.
В 1941 году война нарушила мирную жизнь людей. Деревню Стайки, где жили прабабушка и прадед, сожгли каратели. Прабабушка с ужасом вспоминала, как она спасалась: с двумя малолетними детьми убегала по полю в лес. Вокруг свистели пули, горели дома. А когда все стихло, возвращаться было некуда — ни деревни, ни дома не осталось. До конца войны ее с детьми приютили родственники.

Надпись на стене Рейхстага  №5 Автограф Победы Зубрицкого Е.Х. книга Автографы Победы
Во время Великой Отечественной войны Егор Харитонович служил в 941-м стрелковом полку шофером-стрелком. Рассказывал, как подвозил боеприпасы под разрывы снарядов и свист пуль, рискуя жизнью. Остановиться, спрятаться, чтобы переждать атаку, было нельзя, потому что любое промедление вело к гибели боевых товарищей. И мой прадед справился с заданием: доставил боеприпасы вовремя.
Войну Егор Зубрицкий закончил в Германии. В мае 1945 года вместе со своей частью прадед вошел в Берлин! Победа! Вместе с однополчанами Егор Харитонович оказался в бывшем логове фашистов и увидел знамя Победы, реющее над куполом Рейхстага. На стенах здания солдаты делали тысячи различных надписей, вкладывая в них мысли и чувства, вызванные Великой Победой. Оставил свой автограф на стене Рейхстага и мой прадед.
Радуясь долгожданной Победе, он не знал, что война для него еще не закончилась. На протяжении всей жизни тот последний бой оставался самым страшным воспоминанием. Наверное, потому, что был он после 9 мая, когда все радовались, ликовали, что остались живы. В окрестностях Берлина группа фашистов попыталась прорваться на территорию американских войск. Погибло много боевых товарищей Егора Харитоновича, а сам он уцелел чудом. Прадед отстреливался в окопе, а фашистский танк проехал прямо над ним. Его засыпало землёй так, что выбраться сам он не мог. Откопал прадеда его боевой товарищ, чем и спас ему жизнь.
О боевых заслугах Е.Х. Зубрицкого говорят его награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы». Рассказывал дед и о награде, которую не получил. В конце войны представили его к ордену Красной Звезды, который должен был получить по прибытию домой. Добирался прадед от Берлина до Дриссы 20 дней, радовался, что остался жив, а документы на орден потерял, поэтому его и не получил.
После войны Егор Харитонович работал пожарным. Не раз приходилось ему спасать и защищать людей и в мирное время. И самую серьезную травму он получил не на войне, а спасая семью и дом односельчанина во время пожара.
Егор Харитонович вырастил и воспитал четверых сыновей. Младший сын Виктор стал военным. Также как и дед, но уже в мирное время, награжден медалью «За боевые заслуги». Однажды за хорошую службу Виктору Егоровичу подарили книгу Долматовского «Автографы Победы», где он и нашел роспись своего отца на стене Рейхстага.
А для себя я решил, что буду брать пример с настоящего Человека, защитника своего Отечества — моего прадеда.
Юрий КРИВКО,
учащийся 9 класса Волынецкой средней школы.

Полковой разведчик

Мой дед, Орлов Павел Яковлевич, в 18 лет стал разведчиком 919 стрелкового полка 251 стрелковой Витебской Краснознамённой дивизии. О своей боевой юности рассказывать не любил. Запомнилось только повествование о том, как он штурмовал Кенигсберг с броневым листом на груди, защищавшим от пуль и осколков. Признаться, я усомнился. Ведь не было у наших солдат даже таких вот примитивных «бронежилетов»! И только много лет спустя узнал – действительно, передовые цепи атакующих вражескую крепость обеспечивались подобными средствами защиты, так как вражеский огонь был очень плотным. Ярко представил – как это бежать в атаку, ощущая удары пуль в закреплённую на тебе металлическую пластину!

Безимени-7 копия
Я решил хоть немного проследить боевой путь деда и обратился за сведениями в Петербургское отделение Центрального архива Министерства обороны. Вот выписка из Наградного листа на Орлова П. Я. от 21 сентября 1944 года: «В период наступательных операций, проводимых полком 14 сентября 1944 года в районе населённого пункта Вертужас, при прорыве обороны противника и форсировании реки Иелупа, первым ворвался в траншею противника и пленил двух немецких солдат.
В боях с немецкими захватчиками проявил отвагу и мужество по защите Родины. Достоин правительственной награды – ордена «Слава» третьей степени.
Командир 919 стр. полка подполковник Кудряшов».
Или вот следующая выписка из документа, датированного 8 февраля 1945 года:
«В период наступательных боёв полка 21 января 1945 года в Восточной Пруссии тов. Орлов, увлекая за собой остальных бойцов взвода, первым ворвался в траншею противника. Около местечка Зееберг встретил сопротивление противника. Идя в обход немцев с фланга, действовал смело и решительно, убил трёх немецких солдат.
27 января 1945 г., будучи в окружении, в течение суток отбивая атаки противника, он убил двух немецких солдат. За проявленную отвагу и мужество в бою достоин правительственной награды – ордена «Слава» второй степени.
Командир 919 стр. орд. Кутузова третьей степени полка подполковник Стригунов».
В архиве сохранилась информация из учётной карточки Орлова Павла Яковлевича. Он был представлен также к награждению медалью «За отвагу», орденом «Красная звезда», медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны I степени, медалью «За взятие Кенигсберга».
Вот так воевал мой дед!
После войны он возвратился в родную деревеньку Нарушово, где в землянке, заполненной грунтовыми водами, его встретила поседевшая от горя мать причитанием: «Где остальные два брата?» Что он мог ответить? Братья сложили головы на фронтах Отечественной.
В мирной жизни дед трудился на разных должностях. Был председателем сельсовета на границе с Латвией, где «пошаливали» фашистские недобитки, никогда не расставался с автоматом и пистолетом. Затем возглавлял колхоз недалеко от Коханович. И вот уже несколько лет покоится на Кохановичском кладбище.
Военная судьба деда – пример того, как надо любить свою Родину. Я всегда помню об этом.
И. ОРЛОВ,
житель Санкт-Петербурга,
ст. лейтенант запаса.
НА СНИМКЕ: Орлов П. Я. (справа) с боевым товарищем. Снимок 1945 года.



1 комментарий по теме “В Верхнедвинском районе реализуется проект «Наследники Победы»

  1. Очень трогательно и патриотично. Хочется верить, что все наши семьи будут знать и чтить свою историю и своих героических прадедов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *