Воины-земляки в борьбе за мир

Актуально Общество

Некоторые вспоминают о войне в преддверии Дня Победы, а память ветеранов Великой Отечественной даже на день не дает забыть, через что пришлось пройти и что вынести ради общей Победы.

Архип Федорович Гончаренок хорошо помнит день, когда война вошла в его жизнь, навсегда ее изменив. Шестнадцатилетний паренек видел, как над его деревней Глинцы пролетели первые самолеты, сбросив парашютистов.
-Вместе с другом решили пойти в партизаны, но были и роста маловатого, да и по возрасту бы нас не приняли, — вспоминает ветеран. — Пришлось схитрить, добавить себе годков. Так и попали в отряд. Первое время нас, молодых, по одному в караул не ставили, обязательно был кто-то из более опытных бойцов.
Однажды в деревне Якубово Россонского района партизаны взяли в плен пять немцев, которые приехали за картошкой, доставили в отряд. На следующий день Архип Федорович с напарником заступали в боевое охранение. Людей в расположении отряда мало, разошлись по заданиям, было решено дежурить только с утра до вечера, мол, ночью немцы в лес не пойдут. И вот, возвращаясь на позицию, партизаны чуть не попали прямо немцам в руки — те, разыскивая пленных, остановились как раз на месте, где обычно располагались часовые. Прошли, говорит Архип Федорович, буквально в нескольких метрах от врага.
-А еще был случай. Мы стояли в карауле, четыре человека, а немцы зашли с тыла, чего никак не ожидали. Одного партизана убили, другого ранили, пришлось уходить. Совсем рядом смерть была, но повезло и в этот раз.
-Когда меня спрашивают про войну, всегда говорю — рассказывать — всего не расскажешь, а кто не видел войну, чтоб и не видеть того ужаса, — говорит ветеран. -Сколько всего было со мной, а ведь каждый человек на войне столько пережил… Насколько беззащитен человек перед лицом войны… Толком ни крыши над головой, ни одежды, ни еды, сколько людей от голода и холода умерло… Война не щадила ни стариков, ни женщин, ни детей. Лес нас, партизан, спасал, да и мирное население в нем укрывалось.
Друг, с которым Архип Федорович уходил в партизаны, тоже вернулся живым домой, правда, из-за ранений получил вторую группу инвалидности.
В 1944 году, уже в рядах Красной Армии, Архип Федорович принимал участие в освобождении Латвии. 18 марта был тяжело ранен и восемь месяцев пролежал в госпитале в Ленинграде.
23 марта 1945 года отправился домой. Работал в колхозе «Лисно», женился, родились три дочери. Сейчас Надежда, Елена и Татьяна по очереди приезжают досматривать отца.
-Раньше я обязательно посещал Курган Дружбы, 3 июля -Верхнедвинск, теперь дома сижу, — говорит Архип Федорович. — Во всем сельсовете в живых нас только двое участников войны и осталось.
Пиджак ветерана украшают два Ордена Отечественной войны 2-й степени, многочисленные медали. Каким еще образом в полной мере выразить благодарность человеку, прошедшему испытание войной, за завоеванную Победу? В его памяти война жива. И мы вместе с ним должны помнить…
Анна ЗИМАЦКАЯ.
Фото автора.
На снимке: Архип Федорович с дочерью Надеждой и внучкой Екатериной.

Война для Александры Степановны Семенниковой, как и для ее сверстников, началась неожиданно. Теплое лето, время экзаменов за десятый класс. Впереди полная надежд и радостей жизнь. И вдруг — бомбежка…
-Брат ушёл в партизанский отряд. По ночам появлялся дома и интересовался обстановкой. Просил разузнать, когда проходят на фронт немецкие эшелоны. Я хорошо знала немецкий язык. В трех километрах от моей деревни Мехавое была станция Бычиха, я брала ведро и делала вид, что собираю ягоды или грибы в лесу. Выходила на опушку, разговаривала с немецким часовым, таким образом удавалось получить необходимые сведения. Так продолжалось до осени. Только выкопали картошку, как пришли полицаи и начали избивать.
Юной Александре удалось убежать и скрыться у соседей. Брат забрал её в партизанский отряд. Приходилось участвовать в боевых заданиях. Не было таких слов «не могу», было — «надо!». Воевали не за награды и почести!
На долю Александры Степановны выпали тяжёлые испытания: холод, голод, сковывающий душу страх, тяжелая болезнь после освобождения, разруха и пепелище родного дома. Но при этом были сильная воля к победе и желание жить, приносить пользу людям и Родине.
За плечами ветерана не только боевая молодость, но и долгий трудовой путь. Александра Степановна много лет работала в финансовой сфере, её знают как ответственного, грамотного и трудолюбивого человека.
Лариса ЗАЙЦЕВА.
Фото Валерия СОЛОВЬЕВА.

— Рассказать про войну? Да что я уже про нее помню. Пожалуй, только общую боль пережитого: потерю товарищей, голод, холод…
Так ответил ветеран Великой Отечественной войны Павел Степанович Андручёнок из поселка Чапаевский на просьбу вспомнить свой боевой путь и пережитое.
Когда началась война, Павел Степанович проживал в деревне Великое Село и ему шёл девятнадцатый год. Стал партизаном бригады имени Фрунзе.
— Наша задача была разрушать железную дорогу, взрывать немецкие поезда.
Когда пришло освобождение Беларуси, партизан присоединили к Красной Армии. Он дошёл до Берлина, где был ранен в плечо.
— Можно сказать, что я счастливый, говорит Павел Степанович, — ведь пуля только ранила, а сколько товарищей погибло на моих глазах…
Павел Андручёнок был отправлен в госпиталь, долго лечился и восстанавливался. После войны вернулся на родину. Первое время жил в землянке, ведь все селения были уничтожены. Родных не осталось. Отца, мать и сестру убили немцы.
Свою трудовую деятельность в мирное время начал в заготовительной конторе инспектором. Затем был учетчиком на машино-тракторной станции, председателем колхоза, бригадиром колхоза имени Жданова, председателем Чапаевского сельсовета. На пенсию ушел с должности мастера ДРСУ-143.
Павел Андрученок награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией».
Илона КРАСНАЯ.
Фото автора.

Сапёр памыляецца толькі раз 

-Ды кіньце вы, якая вайна, гэта ж навальніца, — запярэчыў Іван сваім таварышам, разам з якімі ўдзельнічаў у будаўніцтве ўмацаванняў на заходняй мяжы Савецкага Саюза.
Але памыліўся Іван Дзянісавіч Іваноў. З неба пасыпаліся бомбы, пачалося нашэсце нелюдзяў.
Адыходзілі будаўнікі разам з вайскоўцамі. Калі дабраліся да Беластока, той палаў. Што здзівіла і ўразіла: пусты аэрадром, нікога навокал, а вартавы на месцы — не было загаду змяніцца.
У Ваўкавыску, які ўжо быў заняты немцамі, сям’я (сам Іван, жонка і цесць працавалі разам па кантракту ) трапіла за калючы дрот. Выратавала толькі тое, што жонку звалі Клаўдзія, а гэта імя сугучна германскаму. Праверылі яе дакументы і ўсіх адпусцілі.
Пачаўся доўгі і цяжкі шлях на радзіму Клаўдзіі. Сотні кіламетраў пешшу, без ежы, зменнай вопраткі. Дзякуй Богу, дабраліся да Прудзінак.
Але і тут не знайшлі спакою. Акупанты пачалі адпраўляць моладзь у Германію або на прымусовыя работы. Іван трапіў у Полацкі лагер. Пацягнуліся дні знясільваючай працы.
-Аднойчы невядома па якой прычыне, — ўспамінае ветэран, — нас пагрузілі ў вагоны і павезлі ў напрамку Латвіі. А сярод нас, бедалаг, было нямала хлопцаў з Боркавіч, Валынцаў, іншых вёсак. Гляджу — на кожным прыпынку іх становіцца ўсё менш. Аказваецца, паліцай, які ахоўваў вагон, адпускаў юнакоў у туалет, а тыя, не будзь дурні, збягалі. Вось і я па іх прыкладу выскачыў з цягніка паблізу Дрысы.
…Калі раён быў вызвалены ад фашыстаў, Івана прызвалі ў армію. Накіравалі ў асобны сапёрны батальён 22-й стралковай дывізіі. А лёс сапёра вядома які — памылка бывае толькі адзін раз. Пачынаецца наступленне — трэба размініраваць праходы для войск, тэхнікі, наводзіць пераправы. І усё гэта пад агнём праціўніка, пад бамбёжкай. Небяспека падпільноўвала на кожным кроку.
-Ужо на тэрыторыі Латвіі, — гаворыць Іван Дзянісавіч, — мы з капітанам, камандзірам роты, абследвалі пасля бою вызваленную тэрыторыю. Раптам я заўважыў нейкія бліскучыя правадкі. Прыгледзеўся — гэта ж расцяжкі! Цудам не падарваліся. Калі выбраліся з небяспечнай зоны, пот ліў градам. Капітан аддыхаўся: «У кашулях мы з табой, Іваноў, нарадзіліся».
Падобных эпізодаў у баявой біяграфіі Івана Дзянісавіча было шмат. Як сведчанне гэтаму — ордэн Айчыннай вайны ІІ ступені, медаль «За баявыя заслугі».
Перамогу І. Д. Іваноў сустрэў у Румыніі, паблізу горада Плаешці. Затым служыў у Адэсскай ваеннай акрузе. Дэмабілізаваўся ў 1946 годзе. Працаваў у інспекцыі дзяржстраху, паляўнічазнаўцам, слесарам Верхнядзвінскай аўтабазы.
Жартаўліва зазначае: «Багацця вялікага не нажыў…».
І тут у размову ўступае малодшая дачка Аляксандра:
-А восем унукаў, шесць праўнукаў, тры прапраўнукі, дом, гаспадарка — не багацце?
Так, многае зроблена на ўтульнай сядзібе працавітымі і ўмелымі рукамі гаспадара. Адным з першых у раёне ён пачаў вырошчваць вінаград.
— Мне з маленства спадабалася займацца садоўніцтвам, — зазначае Іван Дзянісавіч. — Бывала, знайду ў лесе яблыньку-дзічок, абавязкова пасаджу на бацькоўскім участку, прышчаплю. Шкада толькі, здароўе падводзіць. Ды і то — за плячыма 94 гады.
Але бадзёрасці духу ветэран не губляе і перадае свае віншаванні з Перамогай землякам.
Мікалай АРЛОЎ.

 

 

 

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *