Как это было. 17 сентября 1939 года в Верхнедвинске

Общество

События 17 сентября 1939 г. не могли не затронуть Дриссу, которая в то время являлась приграничным городом. Память об этом знаковом дне хранит обелиск, установленный на братской могиле погибших советских пограничников в городском сквере.

Участие в освободительном походе приняла дислоцировавшаяся в Дриссе 12-я погранзастава. По воспоминаниям очевидцев, при переправе через Западную Двину погибли двенадцать воинов-пограничников. Троих из них так и не нашли, а оставшихся девятерых позже с почестями похоронили в сквере. По воспоминаниям очевидцев, проводить их в последний путь пришли едва ли не все жители города.
Жестокие бои Великой Отечественной уничтожили воздвигнутый на могиле обелиск и довоенные архивы, едва не стерев из истории имена погибших бойцов. В 1962 году на месте захоронения появился новый памятник – фигура воина-пограничника с опущенным знаменем. И в дождь, и в холод, и в ясные солнечные дни он неизменно скорбит о погибших товарищах, многие годы остававшихся безымянными. Исправить это и наконец воздать должное отважным бойцам помогли краеведы средней школы №1 под руководством директора Рувима Яковлевича Рица. Энтузиасты отправляли письма в Центральный Архив Вооружённых Сил СССР, Министрам Обороны СССР Маршалам Советского Союза Р.Я. Малиновскому и Д.Ф. Устинову. Однако помочь найти нужную информацию смогли только в редакции журнала «Пограничник», куда обратился присоединившийся к поисковой работе В.В. Якимов – бывший пограничник и районный судья. Журналисты охотно взялись за дело и смогли установить имена погибших бойцов 12-й погранзаставы.
Командиры отделения Николай Ильич Ильин и Александр Иванович Смирнов, заместитель политрука Николай Алексеевич Котляров, красноармейцы Яков Спиридонович Артеменко, Константин Иванович Зайцев, Василий Николаевич Овчинников, Виктор Емельянович Трофиленко, Иван Сергеевич Маринин и Михаил Александрович Обухов-Громов – все они были уроженцами России и Украины, но без сомнений отдали жизнь за единство белорусского народа.
Имена погибших пограничников стали известны, однако на этом краеведческая работа не закончилась. В результате активного сотрудничества с центральной армейской газетой «Красная Звезда», а также с районными и областными СМИ Украины и России удалось разыскать родных, друзей и сослуживцев бойцов 12-й погранзаставы и наладить с ними переписку. И вот в День пограничника 28 мая 1987 года в городском сквере состоялся торжественно-траурный митинг, во время которого у памятника погибшим воинам-пограничникам в присутствии их близких была установлена мемориальная доска с именами похороненных в братской могиле бойцов.
Фотографии, сделанные в тот знаменательный день, до сих пор бережно хранятся в музее СШ №2 г. Верхнедвинска. Увидеть их можно на стенде в новой комнате Боевой Славы вместе с другими материалами, переданными из музея СШ №1, краеведы которого в своё время внесли неоценимый вклад в увековечение памяти воинов-пограничников, самоотверженно заплативших жизнью за единство белорусского народа.
Алёна МОРОЗ,
по материалам краеведческого музея СШ №2,
архива редакции, районного музея и информации
из открытых источников.

В те сентябрьские
дни…

«В час ночи в доме участкового инспектора, лейтенанта милиции, раздался тихий стук в окно. […] Одевшись, участковый поспешил к дверям. Во дворе стояла группа незнакомых военных и начальник погранзаставы. Попросили разрешения войти в дом и не зажигать лампу, пока не завесят окна. А на улице слышался глухой шум толпы, колёс, и этот тревожный гул наполнял спящее местечко [Луначарское].
Когда завесили окна и зажгли висящую лампу-двадцатилинейку, на круглом столе разложили полевые военные карты, а участкового попросили обойти жителей и предупредить, чтобы до утра никто не выходил из дома и не зажигал свет.
Начал действовать Луначарский военный Совет. А на улице по-прежнему слышался шум проходящих войск. У всех жителей сон как рукой сняло. Все настороженно прислушивались и ждали звуков стрельбы и шума боя.
Приближалось утро. Но, на удивление, всё оказалось простым и будничным. Солдаты польской погранзаставы в бой не вступили, и всё закончилось мирным путём. В Луначарской школе отменили занятия и подготовили помещение под военный полевой госпиталь. Утром узнали, что нашёлся в Дисне один гимназист-фанатик, который залез на колокольню и начал стрелять, но его быстро сняли. […].
Через день была установлена паромная переправа, и в город начали двигаться обозы с советскими и партийными работниками, организовывать в Дисне уездную советскую власть. А войско пошло дальше на Белосток».
Э. Мороз, из книги «Памяць» Миорского района.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *