Тепло и воду надо беречь


Нынешний год Указом главы государства объявлен Годом бережливости. Существенные резервы экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов есть в жилищно-коммунальном хозяйстве области. Однако, как показали проверки, проведенные Комитетом госконтроля в 2012 году, в этой отрасли не все благополучно.

Проверками и контрольно-аналитическими мероприятиями установлены факты расхода топливно-энергетических ресурсов сверх лимитов (норм, нормативов), потребление топливно-энергетических ресурсов без разработанных и утвержденных в установленном порядке норм расхода, значительные потери воды в сетях.
Установлены факты безхозяйственности, отсутствия достоверного учета расхода воды и, как следствие, учета потерь воды в сетях, что увеличивало затраты предприятий.
В Верхнедвинском ГРУПП ЖКХ несвоевременно устранялись аварии в водопроводных сетях, в связи с чем потери воды в сетях превышают до 4 раз установленные нормативы. Например, по н.п. Волынцы за январь-сентябрь 2012 г. произошло 12 аварий, среднее время устранение одной аварии составило 490 часов при нормативе — 24 часа. Стоимость электроэнергии, затраченной на подъем сверхнормативных потерь воды в сетях по артезианским скважинам, в сельской местности составила 21 млн. руб.
Анализ объемов поднятой и реализованной воды и потерь воды в сетях по каждой артскважине не осуществлялся, а на 6 артскважинах приборы учета электроэнергии были не исправны. При этом удельные нормы расхода электроэнергии на подъем воды повышались на I квартал 2012 г. в 4,2 раза, на II квартал в 1,5 раза; по г.Верхнедвинску — в 2,2 раза на IV квартал.
Проверками установлены факты излишнего получения средств бюджета на покрытие сверхнормативных затрат по услугам, оказываемым населению.
Так, КУП «Оршатеплосети» в 2011 году излишне получило средства бюджета на сумму 470,5 млн. руб., Сенненское ЖКХ — 61,3 млн. руб. По результатам проверок предотвращено назаконное получение средств в 2012 году Сенненским ЖКХ — 40 млн. руб., Верхнедвинским ЖКХ — 98,4 млн. руб.
В области допускались потери тепла в сетях сверх установленного постановлением Совмина предельного уровня — не более 17%. Фактически их уровень за 2012 г. составил 18,1%, или 248,4 тыс. Гкал.
Наибольший объем потерь в тепловых сетях сложился в УП ЖКХ Ушачского района — 23,2%, УП ЖКХ Сенненского района — 24,4%, УП ЖКХ «Витрайкомхоз» — 24,7% и Верхнедвинском ГРУПП ЖКХ — 20,5%.
Одной из причин высокого уровня потерь является некачественная подготовка жилищного фонда, тепловых сетей и теплоисточников к работе в осенне-зимний период. При этом во всех проверенных организациях были в наличии паспорта готовности объектов и теплоисточников.
Установлено, что предприятиями ЖКХ не выполнялись мероприятия по энергосбережению, а также не обеспечивался запланированный экономический эффект по внедренным мероприятиям. Внедренные мероприятия Витебской областной программы энергосбережения за 2011 и 2012 годы не дали ожидаемого условно-годового экономического эффекта.
Так, по мероприятиям, внедренным в 2011 году и реализуемым в 2012 году, фактический эффект составил 21460 т у.т., или 73,1% от предусмотренного по программе (29350 т у.т).
Кроме того, предприятиями ЖКХ в течение 2011-2012 гг. не выполнялись запланированные объемы внедрения высокоэффективного и быстро окупаемого мероприятия «Установка автоматических систем управления освещением подъездов жилых домов (датчиков)», отнесенного к приоритетным направлениям энергосбережения в 2011-2015 гг. Выполнение плана на 2011 год по внедрению датчиков составило 52,4% (установлено 12816 датчиков), в 2012 году — 45,8% (12658). Тогда как постановлением Правительства Минжилкомхоз и облисполкомы обязаны обеспечить полное оснащение к 2013 году мест общего пользования жилищного фонда данными устройствами.
На внедрение указанных мероприятий по программе энергосбережения за 2011-2012 гг. использовано 944,3 млн. руб., при этом размер экономического эффекта составил около 1 млрд. руб., то есть вложенные средства уже окупилась.
Не обеспечивается выполнение требований Директивы № 3: в организациях ЖКХ области отсутствовали конкретные мероприятия по более полному сбору вторичных ресурсов, при этом в 18 из 28 организаций не обеспечено выполнение задания по сбору вторичных ресурсов. Выполнение задания составило от 25,2% (УП «Витрайкомхоз») до 92,4% (Бешенковичи).
При этом сбор вторичных отходов на полигонах ТБО не производится. Не всегда эффективно используются средства предприятий ЖКХ при закупках товарно-материальных ценностей. Комитетом установлены факты, когда при наличии разработанных и утвержденных положений о закупках товарно-материальные ценности приобретаются у посреднических структур по ценам до 2 раз превышающим цены производителей.
Результаты проверок жилищно-коммунального хозяйства области рассмотрены на коллегии КГК области, где приняты соответствующие меры к ответственным должностным лицам и даны конкретные поручения по исправлению сложившейся ситуации.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *