Исполнилось 70 лет со дня расстрела Волынецкого гетто

Актуально Память

Лариса ВАЙНОВСКАЯ,
директор Волынецкого краеведческого музея им. И. Д. Черского

Место расстрела евреев в Волынцах.

 

Волынцы — красивое местечко, расположенное на берегу реки Дрисса. Оно известно с XVI века, торговым и культурным центром стало в XVIII веке. В 1875-76 гг. в этих местах побывал известный художник Наполеон Орда и нарисовал Волынцы того времени. Его картина может многое рассказать. Мы видим прекрасный архитектурный ансамбль — кляштор и костёл, скромную православную церковь и синагогу. Здесь сосуществовали три религии: католическая, православная и иудейская. Это говорит об уважении людей друг к другу и терпимости, несмотря на разные вероисповедания.
В довоенный период большую часть населения в Волынцах составляли евреи. Они были хорошими портными, сапожниками, учителями, врачами, работали в торговле и в колхозе. Жизнь в еврейских семьях ничем не отличалась от других. Времена были трудные, достатка мало, но люди жили дружно, помогали друг другу и никогда не задумывались, еврей ты, белорус, русский или другой национальности.
Мирную жизнь местечка прервала война. 22 июня 1941 года Германия напала на СССР, и уже 12 июля Волынцы были захвачены немецкими войсками, а к концу августа оккупирована вся территория Беларуси.
В связи с тем, что продвижение немецких частей было очень быстрым, лишь немногим белорусам удалось эвакуироваться. На захваченных территориях немцы стали вводить «новый порядок»: славяне, евреи, цыгане — «низшая раса», рабы, и нужно их только 25% от населения Беларуси, а остальных необходимо уничтожить.
Экспериментом по их ликвидации в первую очередь стало уничтожение евреев и цыган. Часть убивали сразу, а остальных загоняли в специально выделенные для проживания евреев места — гетто. Евреям было приказано носить нашивки — шестиконечные звезды жёлтого цвета, которые должны быть на одежде с левой стороны груди и на спине.
Из воспоминаний Шевердук Адалины Филипповны:
«…До октября 1941 года еврейские семьи еще проживали в своих домах, хотя им уже запрещалось выходить за пределы местечка. За рекой Дрисса было несколько пустующих еврейских домов, жители которых успели эвакуироваться в начале войны. Немцы здесь начали готовить место для еврейского гетто. Они обнесли эту территорию колючей проволокой. В октябре евреев согнали на территорию гетто и уже оттуда гоняли на работы. Людей в гетто немцы не кормили, и они голодали и болели. Местные жители тайком передавали им продукты, когда вместе работали или когда кто-то из гетто ночью пробирался в деревню».
До гетто стали доходить слухи о кровавых расправах над евреями в других местечках. В конце февраля 1942 г. мужчин из гетто отвели к лесу, в сторону Забел, и приказали копать большой ров. Всем стало ясно — готовиться самое страшное.
Наступило утро 24 февраля, в Волынцы стали собираться люди из окрестных селений. Это был вторник — базарный день. А немцы решили в этот день устроить устрашающий «спектакль» для местных жителей — расстрел гетто.
Из воспоминаний Воробьевой Галины Аркадьевны:
«Мне было 14 лет, наша семья жила в Забелах. 24 февраля, во вторник, я с мамой пошла в Волынцы, по вторникам там всегда были базары. Людей было много. Мы ходили по рядам, мама что-то покупала, и вдруг послышались крики: «Евреев ведут убивать!». Все побежали на горку, в сторону кладбища. Хотя все происходило за рекой, но с этого места было хорошо видно и гетто, и дорога, и яма, к которой немцы гнали людей. Слышен был страшный вой, плач, крики. Когда всех подвели к месту расстрела, немцы из толпы стали выталкивать по 20 человек и ставить их у края ямы. Застрочили автоматы, в яму начали падать люди. Местные жители, видевшие всё это, застыли в ужасе. Моя мама заплакала и прижала меня к себе, как бы предчувствуя беду. На следующий год меня и моих сверстников угнали в Германию, в рабство, немногие вернулись домой».
Из воспоминания Шевердук Адалины Филипповны:
«Услышав, что евреев ведут на расстрел, мы, дети, побежали на горку в сторону кладбища, где как на ладони все было видно. Людей выстроили у ямы и застрочили из автоматов. Крик стоял страшный. У меня до сих пор, как вспомню, наворачиваются слезы на глаза, и дрожь идет по телу, ведь там погибли мои одноклассники, друзья и подруги. После расстрела ходил по Волынцам староста и собирал людей закапывать траншею. Кто закапывал, рассказывали потом — траншея дышала, потому что там были еще живые раненые люди. Моя подруга-одноклассница Соня Гуревич перед расстрелом спряталась под печь и ее не заметили. Ей было всего 11 лет, и она от страха не смогла долго прятаться, вылезла и побежала искать родителей. Немцы ее заметили и привели в управу, где находился староста. У него спросили, знает ли он ее, староста сделал вид, что не знает. На беду в управе была местная жительница Римка. Она и говорит: «Что ты не знаешь? Это же жидовка».
Соню отвели к траншее, пули тратить на нее не стали — зарезали кинжалом и закопали рядом с местом расстрела. Там хоронили и других евреев, которые пытались убежать из гетто, но были пойманы и убиты».
В ночь перед расстрелом из гетто удалось убежать Цирклиным Риве (16 лет) и Леониду (11лет). Они прошли более 20 км от Волынцев и подошли к деревни Ермолино, там их приютила семья Петровских. Это была большая семья: родители и восемь детей. Петровские понимали, что рискуют своей жизнью и жизнью детей. За укрывательство евреев немцы могли расстрелять всю семью, но они все равно прятали Риву и Леню целых два месяца. Днем они таились в баньке, или в сарае под сеном, а ночью их приводили в дом, и они отогревались на печке.
Из книги «Праведники Народов Мира Беларуси»:
«Несмотря на бедственное материальное положение, Петровские относились к беглецам, как к своим детям. Сначала никто не знал в Ермолино, что в доме у Петровских скрываются евреи, но вскоре соседи стали подозревать это. Последовали угрозы выдать их оккупационным властям.
В апреле 1942 года Петровские, узнав о предстоящем обыске, спрятали Цирклиных на окраине деревни в своем сарае.
Вскоре полицаи ворвались в дом Петровских и жестоко избили главу семьи Аркадия Петровского, пытаясь узнать, куда он спрятал евреев. Аркадий ничего не сказал, и обыск не дал никаких результатов. Было решено отправить Цирклиных в более безопасное место: в Россонский район, в места, контролируемые партизанами».
Так Рива и Леня стали партизанами, переживая со всеми нелегкие военные будни.
С приходом советских войск сестра и брат Цирклины влились в ряды действующей армии. Леня стал сыном полка, а Рива окончила краткосрочные курсы медсестер, перевязывала и выхаживала раненных. На фронте ее наградили медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За Победу над фашистской Германией».
Закончилась война, Цирклины вернулись в Волынцы, в свой чудом уцелевший дом. Началась трудная, но мирная послевоенная жизнь. Всего пять еврейских семей вернулись в Волынцы, у которых уцелели дома. Рива вышла замуж за бывшего фронтовика и партизана односельчанина Михаила Александровича Шенкмана — его отца и мать фашисты убили при расстреле Волынецкого гетто.
Благодаря семье Шенкман место захоронения Волынецкого гетто было обнесено металлической оградой и облагорожено.
Рива часто встречалась с дочками Петровских, и они вспоминали все, что было пережито в страшное военное время. Эти люди помогали друг другу уже в мирной жизни.
В 1998 году Аркадий Петровский, его жена Мария и их дочери Александра и Зинаида были удостоены звания «Праведники Народов Мира». К сожалению, родители к тому времени умерли и были награждены медалями посмертно.
Рива и Михаил Шенкманы завещали своим детям, чтобы их похоронили там, где были расстреляны родные и близкие. Дети выполнили их просьбу. Их могилы находятся рядом с местом захоронения Волынецкого гетто.
Верхнедвинская земля во время войны потеряла свыше 20000 жителей. В их число входят и расстрелянные узники Дриссенского гетто (769), Освейского гетто (650) и Волынецкого гетто (84). В стране, где народ чтит память жертв невинно убиенных людей, не может повториться тот ужас, который пережила Европа и вместе с ней наша Беларусь.
В настоящее время Волынецкий краеведческий музей им. И. Д. Черского ведет переписку с Комиссией по установке памятников жертвам Холокоста Белорусского Союза еврейских общин и организаций об установлении памятника на месте захоронения жертв Волынецкого гетто.
Волынецкий краеведческий музей им. И.Д.Черского в конце февраля планирует проведение мероприятия, посвященного памяти жертв Волынецкого гетто.
Благодарим за предоставленные материалы В. В. Анохину из Санкт-Петербурга, Л. С. Левита из г. Липецка, И. А. Кравец из г. Новополоцка, В. С. Лобнович из г. Полоцка и Еврейскую общину г. Полоцка. 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *