Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4-5% детей носят очки до начала периода обучения.
А учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 часов в день, у школьников среднего и старшего возраста — 8-10 часов. Если ребенок, к тому же, редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу риска развития зрительных расстройств. Чаще всего в школьные годы развивается близорукость (миопия), что связано, главным образом, с длительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске. К сожалению, начиная от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко встречаются после некоторых перенесенных инфекционных заболеваний (корь, грипп, скарлатина, дифтерия, тяжелые ОРВИ). Дальнозоркость — врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При этом снижается острота зрения на близком расстоянии, возникает быстрая утомляемость глаз и боли, связанные со зрительной работой. В последнее время появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений — широкое использование персональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за мониторами, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стремянки» — игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 мин. для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 мин. для разминки и гимнастики глаз. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем. Кроме того, чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни, необходимо соблюдать ряд несложных правил: обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон; правильно питаться; людям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые витаминами, среди которых особое значение имеют витамин В2 (рибофлавин), источниками его служат кефир, молоко, сыр, постное мясо, печень, почки, сердце, пекарские и пивные дрожжи, грибы; витамин А — содержится в сливочном масле, молоке, моркови, шпинате, салате, шиповнике, печени (особенно печени рыб). В рационе близоруких детей должны быть: -морковь, черника, красный сладкий перец, кукуруза, апельсины, шиповник, цитрусовые, рыба. Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.
И. НЕСТЕРОВ, офтальмолог ЦРБ.