Какие права у потребителя?

Общество

Как уже сообщалось, 15 марта отмечался День потребителя. Накануне уполномоченный райисполкома по защите прав потребителей О. П. КУЧЕРОВА с 15 до 16 часов отвечала по телефону на различные вопросы жителей района, касающиеся приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг. А сегодня Ольга Петровна дает обобщенную информацию о правах потребителя.

-Во-первых, следует определиться с понятием «потребитель». Это — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести, заказывающее или использующее товары, работы, услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Приобретая товар, потребитель должен внимательно ознакомиться с информацией о нем (техпаспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык). Информация должна быть полной и достоверной, на русском или белорусском языках.
-А если через некоторое время покупатель решит, что покупка не подходит?
-Как правило, качественные товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней. Но только если они не были в употреблении, сохранили потребительские свойства и есть доказательства их приобретения у данного продавца.
Однако существует перечень качественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату. К ним относятся, например, бижутерия, мебельные гарнитуры и наборы, парфюмерно-косметические изделия. Нельзя возвратить или обменять качественные продукты питания.
Совет всем потребителям: при приобретении товара, выполнении работ, оказании услуг просите продавца (исполнителя) предоставить документы, подтверждающие его наименование или право на занятие этой деятельностью. И всегда берите чеки или иные документы, подтверждающие факт приобретения товара (работ, услуг). Все продавцы и исполнители без исключения, в том числе и предприниматели на рынке, обязаны их предоставить.
-Нередко случается, что товар при ближайшем рассмотрении оказывается некачественным…
-Можно потребовать замены или безвозмездного ремонта, уменьшения цены и даже возврата денег.
Что касается некачественного выполнения работ, услуг, то предусмотрено безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение установленной цены, безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, услуги, если это возможно.
Предусмотрено и расторжение договора о выполнении работы, услуги с возвращением уплаченной денежной суммы.
Надо иметь в виду, что перечисленные требования вы вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине продавца (исполнителя, изготовителя). Если же недостаток на совести потребителя, то воспользоваться гарантиями Закона он не сможет.
Установить же природу недостатка при возникновении спора поможет экспертиза. Она должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на подобного рода исследования.
-И за это надо платить?
-Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (исполнителем). Если в результате установлена вина потребителя, он обязан возместить расходы не только на экспертизу, но и на связанные с ней расходы на транспортировку товара.
-Существует ли гарантия объективности экспертизы?
-Потребитель вправе принять в ней участие лично или через своего представителя, оспорить результаты (только в судебном порядке), а также провести экспертизу за свой счет.
Обратите внимание: когда принимаете работу или услугу (например, парикмахерская, химчистка, фото) и в ней есть явные недостатки, нужно заявить о них сразу! Как и при приобретении некачественного товара.
-Какие установлены сроки для предъявления потребителями претензий?
-К продавцу — в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет — в течение этого срока; к изготовителю — в течение срока службы товара, а если он не установлен — в течение десяти лет.
-Что делать, если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки исполнитель не ответил или не удовлетворил требования?
-Обратиться к уполномоченному по защите прав потребителей местных исполнительных и распорядительных органов, в Министерство торговли Республики Беларусь или в суд.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *