День потребителя

Актуально Общество

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в стране отмечается День потребителя. 

По сложившейся традиции тематику Дня определяет Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI). В 2013 году выбрана тема «Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!»). Она поддержана Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ для проведения Дня потребителя в странах СНГ.
Предполагается сконцентрировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.
Безусловно, ведущая роль в регулировании потребительских правоотношений принадлежит государству, которое выполняет задачу совершенствования правового обеспечения в данной сфере, вырабатывает новые механизмы защиты прав потребителей, реагирующие на изменения в современном экономическом сообществе. В условиях усложнения форм взаимодействия потребителей с субъектами хозяйствования государство определяет «правила игры» для участников гражданско-правовых отношений в сферах приобретения товаров, оказания финансовых, жилищно-коммунальных услуг, туризма, услуг связи, перевозок и т. п.
Однако нельзя недооценивать роль самого общества, без концентрации усилий которого по повышению правовой грамотности и принципиальности в решении вопросов защиты прав потребителей даже самая сильная государственная политика не проявит свою эффективность в полной мере.
Тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана акцентировать внимание населения на широких возможностях граждан по защите своих прав на основе рационального, эффективного и взаимоуважительного диалога потребителей, государственных органов, общественной системы защиты потребителей и хозяйствующих субъектов в рамках использования предоставленных законодательством правовых механизмов.

Что надо знать потребителю?

Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.).
Как правило, качественный товар можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит. Однако данные требования подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Вместе с тем, есть перечень качественных товаров, не подлежащих обмену и возврату. Например, не подлежат обмену и возврату сложно-технические качественные товары. Если вы сначала купили такой товар, а потом обнаружили, что какие-то его характеристики, указанные в сопроводительной информации на товар, вас не устраивают, то не сможете его обменять или вернуть.
Если информация не достоверная или не полная (например, товар имеет какие-то функциональные особенности, затрудняющие его использование, либо есть особенности в его применении и т.д., но вас об этом не предупредили) — имеете право на возврат товара (даже технически сложного и дорогостоящего) и получение обратно своих денег.
Всегда берите чеки или иные документы, подтверждающие приобретение товара (работы, услуги). Все без исключения продавцы и исполнители услуг должны выдавать эти документы (и предприниматели на рынках в том числе!).
Предъявить претензии по некачественному товару можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии надписи на коробке, расписки и т.д.).
При отсутствии доказательств приобретения товара (работы, услуги) у конкретного продавца (исполнителя), последний может оспорить факт приобретения у него этого товара (услуги).
Если приобрели некачественный товар, вправе потребовать по своему выбору:
замены товара на качественный аналогичный товар,
безвозмездного ремонта,
уменьшение покупной цены,
возврата денег.
Если приобрели некачественную услугу, изначально можете потребовать от исполнителя исправить недостаток. И только если он этого не сделает либо сделает с нарушением оговоренных сроков, вы можете требовать возврата уплаченных денег и возмещения убытков.
Обращаем внимание! 
Указанные требования вы вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине продавца (изготовителя, исполнителя). Установить природу недостатка при возникновении спора поможет ЭКСПЕРТИЗА. Если проводится экспертиза на предмет качества услуги, то ее оплачивает сторона, инициировавшая ее проведение.
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем).
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.
Ё Обращаем внимание!
Когда вы принимаете работу или услугу (например, химчистка, парикмахерская, фото-услуги и т.д.) и в ней есть явные недостатки (т.е. недостатки, которые очевидны), вы должны сразу заявить о них. Возврат денег за некачественный товар можете потребовать в любом случае (даже если это сложный технический или дорогостоящий товар и в нем обнаружен несущественный недостаток).
Если вы приобрели некачественный товар (работу, услугу), должны изначально обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю). Если продавца нет, имеете право обратиться по вопросу качества товара к поставщику, представителю.
Вы можете написать заявление (желательно в 2-х экземплярах, на вашем продавец должен поставить дату принятия и расписаться) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть размещена на видном месте и предоставлена вам по первому требованию.
Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация-исполнитель) не ответил или не удовлетворил требование — обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей либо суд.
Государственные органы по защите прав потребителей:
Министерство торговли Республики Беларусь — республиканский орган по защите прав потребителей;

управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов;
отдел защиты прав потребителей Минского горисполкома;
уполномоченные по защите прав потребителей в рай(гор)исполкомах.
Потребитель вправе предъявлять претензии к продавцу по качеству товара в течение двух лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более двух лет — в течение гарантийного срока.
К изготовителю потребитель вправе обращаться в течение срока службы товара, а если он не установлен — в течение 10 лет.

 

 

 



6 комментариев по теме “День потребителя

  1. Мне хотелось бы указать на недостатки наших магазинов… Почему у нас в магазинах нет хорошего детского питания? Только Белакт. Мне приходится ездить раз в две недели в Полоцк и покупать там на 500000-800000тыс. Где смеси Friso, Nan, Humana и другие. Так же у нас нет ни каких каш кроме Белакт… Где детские кашки такие как Nestle, Bebi, Агуша, Умница, Friso, Humana, Semper и другие. Я не говорю о детском творожке и кефирчике и о овощном пюре или мясной консервы….И таких ведь много кто покупает детское питание в Полоцке или других городах из-за отсутствия у нас… А ведь это не малые деньги получаются… Вот так хочет заработать наше РАЙПО:-(

  2. СВЕТИКУ. Указанные Вами смеси везде стоят приблизительно одинаково, а если бы РАЙПО их привезло, то цены были бы еще выше!!! Я живу в Полоцке и то нужное пюре не всегда могу найти. Если Вам не удобно ездить, заказывайте через интернет.

  3. Да просто так РАЙПО работать хочет…. А магазины с обедом по часу… я понимаю, где один продавец… а где по три по четыре и обед… просто не умеют считать свои деньги…

  4. На сколько я знаю, детские пюре приводят, но в малых количествах. И кстати смесь БЕЛАКТ, а так же остальная ее продукция, еще не самая худшая!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *