Чтобы та война была последней

Память

Иван Павлович Пудов из Боровки был личным связным И. К. Захарова — знаменитого командира Освейской партизанской бригады им. Фрунзе, Героя Советского Союза.


Весть о войне застала 16-летнего парня из д. Великое Село в поле. Он был из многодетной семьи, рос без отца и трудился с малых лет. Директор Чапаевской МТС И. К. Захаров заприметил работящего, смышленого паренька и взял зимой 41-го года на работу. Иван был горд и счастлив: стал опорой семьи! И в погожее июньское утро не мог представить, что пашня, которую они готовили под рожь, будет засеяна минами и бомбами…
-Когда Иван Кузьмич Захаров стал партизанским командиром, сказал, что я буду выполнять его поручения, но следует оставаться в деревне, — вспоминает Иван Павлович. — У нас была лошадь, телега, сани, так что поездил по окрестностям немало. Однажды надо было встретить двух парней с тяжёлыми котомками и привезти на центральный тракт. Там поставили мины, на которых подорвались грузовики с фашистами. Как-то вызвал к себе комбриг Захаров и приказал всё разведать о льнозаводе, который был до войны в д. Кончаны и усиленно охранялся немцами. Сожгли его всё-таки партизаны.
Трижды ходил с ними Иван Пудов за линию фронта — за боеприпасами. Последний раз, когда каратели уничтожали Освейщину. Мать с сёстрами и братом отвёз в Волясы, к дяде, а сам — к партизанам. Только переправились через реку Нища, как под обстрел попали. Ивана в ногу ранило, но добрался до своих. В медсанбате подлечился и стал бойцом действующей армии.
Участвовал в боях за Невель, Пустошку, Себеж, воевал в Прибалтике, уцелел в жестокой битве за Кенигсберг.
-И тут случился очень памятный момент в череде тяжёлых боёв, — рассказывает Иван Павлович. — Наша рота получила приказ захватить остров Руген, что в Балтийском море. С сушей его соединял длинный мост, но он был взорван. Переправлялись на барже, а тут очереди в упор. Окопались на берегу, дождались подкрепления и под «ура!» — на штурм! А там тишина… У одного пулемёта мёртвый фашист лежит, неподалёку — женщина с детьми — убитые в упор. Себя и семью порешил… В глубине острова увидели бараки, а в них тяжелораненые немцы лежат. Не остров — а госпиталь целый. Оставили охрану и — вперёд.
На подступах к Берлину сержанта Пудова накрыло миной. 18 осколков вынули в медсанбате. После лечения попал в артиллерийский дивизион. Победу встретил в пригороде Берлина. Хорошо воевал солдат. Имеет два ордена Отечественной войны — I и II степени, медаль «За победу над Германией». Очень дорожит знаком «Отличник-артиллерист».
В Берлине проходил действительную службу, вернулся домой только весной 1949 года. Нашёл родных в Латвии, запросы на которых слал со времени освобождения Беларуси. Пока не увидел — не верил, что в живых остались. Перевёз в Дриссу, построил дом, а рядом второй, когда женился. Работал в Дриссенской МТС, потом в ДСУ-4. Говорит, воевал, чтобы та война на родной земле была последней.
Людмила ОРЛОВА.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *