Быть или не быть? Быть!

Семья

В последние годы растет число подростковых и юношеских самоубийств, что по праву вызывает огромную тревогу взрослых. 

Анализ детских суицидов (самоубийств) указывает на множество причин, основной из которых является то, что «всезнающие и понимающие взрослые» (так мы думаем про себя) не поняли, не приняли, не полюбили по-настоящему детей, которые рядом. Взрослые часто не считают нужным вникнуть в проблемы детей. «А что у них может быть серьезного? Вот у нас проблемы: кризис, низкая заработная плата, конфликты на работе, любимый изменил…». Да, это очень серьезно. Но у детей есть свои, тоже очень большие проблемы, и они нашим детям мешают жить, а у некоторых просто отнимают для этого силы. Беда в том, что родители не умеют показать свою любовь детям. В семье нарушается такая необходимая эмоциональная связь родителей и детей, разрывается та невидимая нить, которая поддерживает у детей уверенность в своей значимости. Родители очень заняты, обеспечивая материальную базу семьи, и беспокоятся только о том, чтобы их чадо было сыто да одето не хуже других. Получается, что родители открытую любовь заменяют на «откуп» от своих сыновей и дочерей. Детки у таких мам и пап растут с заниженной самооценкой и с уверенностью в том, что не нужны никому. Психологи утверждают, что, выражая свою любовь к детям, родителям необходимо выполнять не менее десяти «поглаживаний» в день в адрес своего ребенка (погладить, ласково посмотреть, поцеловать, напомнить о своей любви и т. п.) — это очень важно для детей. В жизни бывает и так, что дети приходят в этот мир не совсем желанными. Они чувствуют отвержение мамой с самого зачатия и живут с тяжким грузом, без любви и ласки. А если при отсутствии любви еще и кушать нечего, и мать в пьяном угаре, и гардеробчик не тянет на уровень строгих требований ровесников… Легко ли с этим справиться?! Не секрет, что часто дети в семье подвергаются насилию со стороны родителей: физическому, психологическому, а бывает, и сексуальному. Как правило, и в школе ребенок может не получать столько любви и внимания, сколько ему хотелось бы. Живут такие дети, как трава при дороге. Столкнувшись с подобными проблемами, подростки ищут различные пути выхода. Одни, выражая свой протест родителям и всему миру, отклоняются от норм поведения (уход из дома, компьютер, курение, выпивка, а то и наркотики). Кстати, дети, лишенные любви в семье, рано стремятся компенсировать этот недостаток ранними сексуальными связями. А тут новый ряд проблем: ранняя беременность, несостоявшийся половой акт у подростка, комплекс венерических заболеваний… Другие дети существуют, как тень, — тише воды, ниже травы, пока не капнет последняя капля в чашу терпения. Посторонним она может показаться совсем незначительной, а для ребенка это вопрос: быть или не быть? Третьи взбираются на крыши высоток, отправляются в никуда с веревкой, лезвием и т. п. Как правило, такие действия детей не являются желанием совсем уйти из жизни. Это дети кричат о том, что их не любят, не понимают, что им трудно, им нужна наша любовь, внимание, помощь. Дети должны твердо знать — они нужны своим родителям, какими бы они ни были (не отличники, не паиньки, не победители, а оступившиеся, укравшие, разбившие, да мало ли что сотворившие). Дети должны знать, что родители их любят, примут всегда и поймут, и помогут, и поддержат в трудную минуту, и протянут руку помощи. Вот тогда дети не совершат последнего шага. Взрослым необходимо учить детей любить жизнь и себя в этой жизни, любить родной край, ближнего, природу, замечать окружающую красоту, уметь прощать ошибки и принимать людей такими, какие они есть. Их необходимо учить любить мир, в который они пришли, и тогда дети поверят, что и мир их любит. Если человек ценит жизнь, стремится к чему-то хорошему и знает, ради чего он живет, тогда преодолеет препятствия. В практике мне приходится встречать детей, которые не могут ответить на вопрос: «Что хорошего ты видел сегодня?». Страшно слышать, когда дети отвечают грустно: «Ничего хорошего нет». Дети не умеют радоваться солнцу, хорошему дню, красоте природы, друзьям и родным. Да. Жизнь тяжелая, и взрослые сами нередко затрудняются в поиске того хорошего, что нас окружает. Но ведь умение видеть положительное придает силы для преодоления препятствий! И взрослым также необходимо учиться этому. То, что ребенок не видит в жизни ничего хорошего, нельзя оставлять без внимания. Это уже первый тревожный звонок. Настораживать должны и высказывания детей о том, что скоро от них отдохнут, что все кончится. Если у ребенка частые перемены настроения или длительная депрессия, чрезмерная физическая усталость, если вдруг дети начинают раздаривать свои вещи, особенно любимые, — всё это серьезные сигналы. Уважаемые взрослые, если вас что-то беспокоит, тревожит в поведении ребенка, обязательно следует обращаться к психологам, социальным педагогам или учителям, они помогут в сложной ситуации. Г. ШВАБ, педагог-психолог Верхнедвинской государственной гимназии.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *