Как уберечься от киберпреступников

Общество

Принято считать, что денег лишаются по незнанию или наивности. Во всяком случае, именно на эти свойства человеческой натуры рассчитывают кибермошенники. Какие уловки для хищения средств со счетов они используют и как избежать обмана? На этот вопрос мы попросили ответить заведующего сектором розничного и корпоративного бизнеса ЦБУ №206 ОАО «АСБ Беларусбанк» в г. Верхнедвинске Т.В. Родионову.

Карточки и безопасность
– Татьяна Викторовна, как часто случаются посягательства на счета клиентов, и есть ли такие случаи в нашем районе?
– В последнее время сообщения граждан о том, что им звонили лица, пытавшиеся получить доступ к платежным картам, поступают в отделения банков всё чаще. Что неудивительно: сейчас редко встретишь человека, у которого нет хотя бы одной банковской платежной карточки. Несомненно, «пластик» удобен в обращении – не нужно носить с собой крупные суммы наличных, при необходимости можно совершить платеж через интернет-банкинг или даже по QR-коду.
Однако с распространением безналичной оплаты у обладателей «пластика» появились свои риски. В виртуальном пространстве стали укореняться такие явления, как «вишинг» и «фишинг», и, следовательно, растёт число тех, кто по не знанию либо наивности лишился своих сбережений. Понятное дело, истинные намерения киберворы маскируют – представляются работниками банков, пишут владельцу карточки со взломанных аккаунтов друзей в социальных сетях. Для чего им это нужно? Все просто – для доступа к лицевому счету важно знать его реквизиты: номер карты, срок действия и CVV-код, указанный на обороте карты, при необходимости код подтверждения из SMS-уведомления. Эти данные, как правило, запрашивают при некоторых платежах и расчетах в интернете.
С заявлениями о попытках завладеть конфиденциальной информацией в Верхнедвинский центр банковских услуг обращаются и жители нашего района. Клиенты банка из райцентра, Сарьи и Волынцев рассказали о том, что звонившие представлялись специалистами банка и предупреждали о том, будто в момент звонка у них с платежной карты списываются денежные средства. Далее все зависело от того, как развивался разговор с клиентом. Но очевидно, что главной задачей мошенников являлось получение информации о личных данных владельца платежной карты. Необходимо отметить, что многие проявили бдительность и не поддались на уловки мошенников
«Вас беспокоят из банка…»
– Как распознать таких мошенников?
– Сделать это не сложно: кибермошенники вызывают абонентов с номеров, начинающихся на +370, +371, +372, +376, +380. Как правило, аферисты представляются сотрудниками банков, к примеру, из службы безопасности или финансового мониторинга, реже звонят под видом работников ОАО «Банковский процессинговый центр» или Ассоциации белорусских банков. Также мошенники могут представляться работниками страховой компании-партнера банка ЗАСО «Купала». Под видом специалистов сообщают клиентам о несанкционированном снятии денежных средств с карт, застрахованных по программе «С картой под защитой», и тем самым вынуждают передать данные карточки.
Также мошенники используют разные предлоги, чтобы получить сведения о реквизитах платежных карт и остатках по счетам, узнать коды из SMS-сообщений от банка, выманить паспортные данные. А чтобы усыпить бдительность, обращаются к клиенту по имени-отчеству или даже называют номер карты.
В таких ситуациях всегда следует помнить, что сотрудникам банка нет необходимости уточнять у клиентов какие-либо персональные данные – финансовые учреждения располагают ими в полном объеме с самого начала обслуживания. При малейшем подозрении на недобросовестность собеседника сошлитесь на занятость, прервите разговор и сами позвоните в банк, чтобы удостовериться в своей безопасности. В случае реальной угрозы карта блокируется банком без всякого участия держателя.
А QR-код настоящий?
– Как безопасно пользоваться QR-кодом при оплате покупок или услуг в сети интернет?
– Что касается платежей по QR-коду, то и здесь злоумышленники придумали, как на этом нажиться. Например, в России уже зарегистрированы случаи, когда аферисты подменяли настоящий QR-код на собственный с помощью рекламных флаеров и информационных стикеров. В результате такой махинации деньги со счетов жертв попадали к ним, а не к владельцам заведений и магазинов.
Поэтому перед платежом, проводимым с помощью QR-кода, перепроверьте наименование организации торговли и сервиса, а также сумму платежа. Убедитесь в том, что в организации торговли и сервиса есть специальная наклейка о возможности оплаты по QR-коду. Критически оценивайте сайты, которые просят оставить личные или платежные данные и загружайте приложения только из официальных магазинов.
«Фишинговый» бум в интернете
– Также рискует потерпеть от мошенников и продавец товаров в сети интернет?
– Потенциальным потерпевшим может стать любой продавец, оставивший сведения о товаре и свой контактный номер. Как правило, мошенник связывается с ним через популярные мессенджеры, зачастую с подложного номера, и заверяет о намерении приобрести товар с использованием службы доставки. После обсуждения цены продавцу приходит ссылка на ресурс одного из сервисов доставки – злоумышленники используют известные наименования, например, «Белпочта», «Европочта», «КуфарДоставка» и другие. Перейдя по ссылке, продавец увидит страницу, внешне напоминающую сайт соответствующей компании и форму для получения долгожданной суммы в качестве оплаты.
Раньше мошенники применяли методы социальной инженерии для завладения реквизитами платежных карт и персональными данными их держателей. То есть пытались выманить сведения во время телефонного разговора или переписки в мессенджерах. Сейчас для получения информации они в основном используют фишинговые ресурсы, чьи адреса очень похожи по написанию на настоящие доменные имена сайтов торговых площадок, почтовых и курьерских служб или интернет-банкинга. Интерфейсы, как правило, копируют визуальное оформление реальных страниц. Поэтому при осуществлении сделок в сети надо быть очень внимательными.
Как не попасться на удочку?
– Какие рекомендации дадите пользователям интернет-платежей?
– Третьи лица ни в коем случае не должны знать реквизиты вашей банковской платежной карты. Нельзя разглашать коды доступа, сеансовые ключи и прочую информацию из SMS-сообщений, присылаемых при совершении платежей в интернет-банкинге или осуществлении некоторых других операций. Кроме того, не следует переходить по сомнительным ссылкам и заполнять предлагаемые там формы. Любая просьба о передаче CVV-кодов, pin-кодов, содержания SMS-уведомлений, данных о личном номере должна восприниматься как попытка совершения мошеннических действий.
Для интернет-покупок лучше использовать отдельную карту (можно даже виртуальную, не имеющую физического носителя). Не стоит хранить на ней значительные суммы денег. Помимо этого, целесообразно подключить пароль 3D-Secure, SMS-информирование, установить необходимые лимиты по картам.
С каждым годом идет активная цифровизация общества – в современном мире интернет-технологии выходят на первый план. С одной стороны, этот прогресс имеет положительные стороны, с другой – к новым тенденциям «приспосабливаются» и нечистые на руку дельцы. Необходимо проявлять бдительность и стремиться к повышению уровня своих знаний, в том числе в области финансовой грамотности и безопасного пользования платежной картой.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *