Инновационный подход

Образование

Школа становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, ведь от него зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. 

DSC02680 копия

В 2015-2016 учебном году на базе Верхнедвинской гимназии второй год работал инновационный проект «Предприимчивая школа» со статусом инновационной площадки Министерства образования Республики Беларусь. Учреждение образования делилось опытом работы во время республиканского семинара по внедрению модели «Предприимчивая школа» в деятельность учреждений образования. Реализация данного проекта способствовала развитию образовательной практики и качеству образовательных услуг, что, в свою очередь, создавало условия для личностного роста обучающихся, развитию их самостоятельности, инициативности, становления активной жизненной позиции. Работа над этим проектом завершится в текущем году.
Помимо этого действовали 3 областных творческих проекта: «Внедрение модели экологического образования в эффективной здоровьесберегающей системе образования старших дошкольников» (санаторный ясли-сад №3), «Внедрение модели «Школьная бизнес-компания» (гимназия) и «Интеграция основного и дополнительного образования как условие успешной социализации сельских школьников» (Бигосовская СШ).

Бигосовские школьники часто посещают пограничную заставу им. Н. Хохлова.
Бигосовские школьники часто посещают пограничную заставу им. Н. Хохлова.

Также внедрялись 10 районных творческих (инновационных) проектов разной направленности. Школы нарабатывают свои методические продукты – помимо мероприятий, памятки, сборники, для того, чтобы впоследствии ими могли пользоваться и другие учреждения образования.
В 2016-2017 гг. количество районных творческих проектов увеличилось с 10 до 19.
В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают определёнными знаниями и умениями, разумеется, если сами заинтересованы узнавать и делать что-то новое. В процессе ориентир идет на творческое начало учащегося, его самостоятельный поиск в решении задачи или проблемы.
О том, как работает областной творческий проект «Интеграция основного и дополнительного образования как условие успешной социализации сельских школьников» в Бигосовской средней школе, рассказывает заместитель директора по учебной работе М.П. Воеводова:
-Каждый педагог, и тот, кто только начал работать в школе, и тот, кто отдал ей десяток лет, задаёт себе вопрос: в чём суть профессии учителя? Я отвечу на него так: это радость видеть невидимое для многих – процесс становления человека, возможность стоять у колыбели личности ученика. От педагога зависят и направление, и скорость, и характер, и качество этого сложного процесса. Как сделать, чтобы годы учебы стали для каждого ученика «точкой опоры» на всю последующую жизнь? Каждое учреждение образования стремится к созданию единого образовательного пространства, включающего основное и дополнительное образование. Потому что лишь в этом случае возможны реализация Программы развития учебного заведения, решение конечной цели образовательной политики: создать условия для всестороннего развития личности, формировать у учащихся необходимые компетенции, без которых сегодняшнему подростку невозможно будет продолжить своё образование и развитие за пределами школы.
Коллектив нашей школы определил для себя следующую цель работы: создать среду, ориентированную на повышение имиджа, развитие интеллектуального потенциала личности в соответствии с ее склонностями и способностями, формировать человека высокой культуры, конкурентоспособного, адаптированного к изменяющемуся социуму. Изучив опыт коллег по интеграции основного и дополнительного образования, мы пришли к выводу, что это направление является для нас актуальным и важным, так как позволяет соединить процессы воспитания, обучения и развития в единое целое, создав при этом систему; дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути через включение в занятия по интересам и в разные виды деятельности.
В 2015 году творческой группой педагогов был разработан и успешно прошёл экспертизу в ГУДОВ «Витебский институт развития образования» вышеназванный областной творческий проект. В 2015-2016 учебном году начата его реализация. Цель проекта: определить параметры интеграции основного и дополнительного образования, максимально содействующие развитию у учащихся коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного совершенствования для успешной социализации. Проблему интеграции основного и дополнительного образования каждое образовательное учреждение решает по-своему, исходя из материально-технических, кадровых потенциалов, приоритетных целей и задач. Администрация и педагоги проанализировали результаты реализации учебного плана, учебных программ, уровня обученности и успеваемости школьников по предметам. Каждый учитель проанализировал достигнутое с точки зрения возникавших в процессе усвоения учебных программ трудностей, интереса учащихся, вызванного тем или иным материалом, проблемой, перспектив изучения предмета.
Немаловажную роль в процессе создания единого образовательного пространства играет работа с учащимися и родителями, проходящая в форме родительских собраний, анкетирования, тестирований, собеседований с целью определения ожиданий родителей и учащихся от образовательного учреждения.
В 2016-2017 учебном году в образовательный процесс включены и успешно работают 30 предметных факультативов, 9 групп дополнительных занятий по изучению русского, белорусского языка, математики на платной основе, 7 объединений по интересам учреждения образования и 4 объединения по интересам районного центра детей и молодёжи, 2 объединения по интересам детско — юношеской спортивной школы. Всё это даёт возможность дополнить и расширить образовательные программы по учебным предметам. Общий охват учащихся факультативными занятиями составляет 82%. 100% учащихся 8-11 классов посещают факультативные занятия. В объединениях по интересам занимается 76% учащихся школы. Первый год реализации проекта дал свои результаты: по итогам 2 этапа республиканских предметных олимпиад учащиеся 4-11 классов завоевали 13 призовых мест. 5 приняли участие в третьем этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. Ребята активно участвуют в районных и областных конкурсах и спортивных мероприятиях. В районных творческих конкурсах школьники завоевали 83 призовых места, в областных — 3, а учащаяся 11 класса Анастасия Паршуто стала призёром республиканского конкурса. Команда школы по волейболу стабильно удерживает 1 место в районе и является участницей областных и республиканских соревнований.
Реализация проекта дала толчок для профессионально-личностного роста педагогов. Происходит взаимодополнение образовательных программ основного и дополнительного образования. Подводя итоги, следует сказать, что интеграция основного и дополнительного образования предоставляет возможность учащимся расширить и углубить знания по учебным предметам, развить необходимые качества, организовать их внеурочную деятельность.
Анна ЗИМАЦКАЯ.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *